Дополнительный телефон для связи: +7 921 750-55-39
Общее конструктивное устройство
Принцип извлечения звуков
Современные типы гармоней, баянов и аккордеонов
Конструктивные элементы язычковых инструментов
Конструктивные особенности язычковых музыкальных инструментов зарубежных фирм
Современные типы гармоней, баянов и аккордеонов
По построению звукоряда пневмоклавишные музыкальные инструменты делятся на диатонические и хроматические. К первой группе относятся гармони с диатоническим звукорядом, содержащим, например, звуки мажорной гаммы. Сюда можно отнести венские гармони русского и немецкого строя, которые при нажатии одной и той же клавиши или кнопки издают различные звуки при разжиме и сжиме меха. Такие гармони имеют более широкий звуковой объем по сравнению с аналогичными по величине и количеству клавиш "хромками", однако играть на них труднее. Широкое распространение получили "хромки", которые по своему звукоряду относятся также к диатоническим. Свое название они получили вследствие сходства с хроматическими гармонями, которые при нажатии на одну клавишу издают один и тот же звук по высоте при сжиме и разжиме меха.
К группе хроматических гармоней относятся аккордеоны, баяны и концертино всех систем и размеров. Аккордеоны и баяны различаются между собой устройством и расположением клавиш и грифа, на котором монтируется клавишный механизм, а также диапазоном (звуковым объемом). Наиболее распространенный тип баяна имеет в мелодии 52 кнопки, в то время как полный аккордеон - 41 клавишу.
Особую группу пневмоклавишных инструментов составляют фисгармонии. Эти инструменты бывают стационарными и переносными, имеют клавиатуру рояльного типа, установленную в верхней части корпуса, как у пианино. Воздух подается к язычкам с помощью мехов, действующих от ножных педалей. Бывают фисгармонии с механизированной подачей воздуха при помощи вентнля-торов, действующих от электромоторов. Весь механизм подачи воздуха работает бесшумно. Пневмосистема бывает нагнетающей и всасывающей. Громкость звучания язычков регулируют изменением сечения отверстия, через которое подается воздух к язычкам; регулятор громкости соединен с выведенными наружу поворотными рычагами, приводимыми в действие коленями играющего. Наиболее усовершенствованные фисгармонии имеют несколько клавиатур (в том числе ножных) и называются обычно язычковыми органами. Планки фисгармонии имеют по одному язычку, так как воздушная струя проходит всегда в одном направлении. Благодаря этому необходимость в проемных клапанах отпадает. Большое количество регистровых переключателей позволяет значительно разнообразить силу и окраску звучания инструмента и расширять ее диапазон.
В зависимости от количества клавиш и кнопок в правой и левой частях инструмента, одновременно звучащих язычков ("голосов") при нажатии одной клавиши и количества переключателей регистров гармони и баяны подразделяются на следующие основные типы.
Гармони 23x12 -II ля - фа - диез325x25 - IIсоль - соль325x25 - IIIсоль - соль325x25 - IVфа - фа3"Венка"соль-диез - фа-диез3 Баяны 61x120 - IIСоль - соль456x120 - IIСоль-диез - ре-диез455x100 - IIЛя - ре-диез452x100 - IIЛя-диез - до-диез452x100 -III - 5/2фа - соль-диез450x100 - III - 5фа - фа-диез443X80 - IIдо-диез - соль4 Примечание. Первые две цифры означают количество клавиш (кнопок, пуговиц) В правой части звукоряда, следующие две цифры - количество кнопок в басовой партии, третья - количество одновременно звучащих язычков (максимальное) при нажатии одной кнопки или клавиши (П. Ш и IV -голосовые инструменты), четвертая - количество переключателей регистров в дроби: числитель - в правой части звукоряда, знаменатель - в басовой партии.
Приведенные звуковые диапазоны являются наиболее распространенными. Максимальное количество регистровых переключателей в правой части звукового диапазона трехголосных баянов или аккордеонов - семь (без повторений). Аккордеоны чаще всего имеют регистровые переключатели и в левой, аккомпанирующей, части звукоряда - басовой партии. Баяны, имеющие такие переключатели, встречаются реже. Регистровые переключатели басовой партии не изменяют величины звукового диапазона, но влияю тембр и силу звучания.
Часть правого полукорпуса, на которой расположена клавиатура. Называется грифом. Кнопки (пуговицы) в баянах и аккорде-онах располагаются в один или несколько рядов. В зависимости от этого гармони бывают двухрядные и трехрядные; баяны, как правило, - от трех- до шестирядных.
Клавиатура аккомпанемента в баянах, аккордеонах и гармонях состоит из кнопок, расположенных в несколько рядов.
Различают кнопки басовых звуков и кнопки готовых аккордов. Аккорды составляют мажорные, минорные трезвучия и септаккорды. Клавиатура аккомпанемента гармоней складывается из кнопок басов и аккордов, расположенных попарно в вертикальном направлении.
Рис. 3. Звукоряд гармони 25x25
При трехрядном расположении кнопок ближайший ряд к меховой камере состоит из кнопок, называемых басовыми. Второй и третий ряды состоят из пар кнопок, нижняя из которых - басовая, верхняя - аккорд.
Наиболее распространенной в настоящее время является гар-монь 25X25 - III, звукоряд которой представлен на рис. 3.
В многоголосных инструментах одновременно звучат от двух до трех язычков при нажиме на одну клавишу мелодии. Причем язычки настраивают следующим образом: один из них является основным (строевым), второй -на октаву ниже основного, третий на октаву выше основного, четвертый - в той же октаве, что и основной (в унисон), но с некоторым повышением или понижением тона, дающим в сочетании с основным звуком розлив (биения). Ряд планок с язычками последнего типа носит название розливного ряда; ряд планок, язычки которых звучат выше строевых, называется рядом пикколо; ряд планок, язычки которых звучат ниже основных,-- октавным.
Пользуясь трех- или четырехголосными инструментами с регистровымн переключателями, музыканты имеют возможность разнообразить тембр звучания путем включения различных сочетаний из имеющихся трех или четырех рядов язычков.
В одно- и двухголосных инструментах регистровые переключатели обычно не устанавливаются. Если в трехголосном инструменте второй ряд настроен на октаву ниже, а третий - на октаву выше основного, то, действуя регистровым переключателем (т. е. открывая один ряд планок и закрывая другие), можно повысить или понизить диапазон мелодии на целую октаву. Если закрыть переключателем отверстия для прохода воздуха к ряду основных планок и планок пиккало, то при нажиме на клавиши будут звучать только планки, настроенные на октаву ниже основных. Таким образом, к основному звукоряду добавляется октава в сторону понижения, и диапазон увеличивается. Количество одновременно звучащих язычков влияет также на силу звучания всего инструмента. Так, при всех включенных переключателях четырехголос-ный инструмент звучит громче трехголосного.
К группе баянов относятся язычковые инструменты, звукоряд которых представляет хроматическую гамму. Баяны различаются в зависимости от порядка расположения кнопок соответствующих звуков и величины звукового диапазона. Порядок расположения кнопок называют раскладкой. Различают баяны с московской и ленинградской раскладкой. Баяны с ленинградской раскладкой встречаются теперь очень редко, так как все предприятия бывшего СССР, выпускающие баяны, приняли московскую раскладку.
Клавиши (пуговицы) мелодии в баянах располагаются не только в три ряда, но и в четыре, пять и шесть рядов. Звуки хроматической гаммы располагаются последовательно в трех рядах, низкие - сверху грифа, высокие - внизу. Последовательность звуков мелодии баянов 52x100 и 87x100 приведена на рис. 4.
Рис. 4. Звукоряд мелодии баянов: а - 52х100 (трехрядного); б - 87х100 (пятирядного)
Кнопки в клавиатуре аккомпанемента баянов и аккордеонов (в количестве 60, 80, 100 или 120) расположены в пять или шесть рядов. Первый и второй ряды, считая от меха, состоят из басовых звуков. Каждая кнопка остальных трех или четырех рядов дает при игре готовый аккорд из трех-четырех звуков.
Наибольшее распространение получили баяны, имеющие пять (реже - шесть) рядов кнопок, но бывают баяны и аккордеоны с семью и более рядами кнопок, в которых со стороны меха добавлен один или несколько рядов кнопок басовых звуков, а к краю стенки корпуса -ряд септаккордов. Такие инструменты встречаются редко и изготавливаются чаще всего по индивидуальным заказам. Наиболее распространен баян 52х 100- II.
Баяны с уменьшенным диапазоном предназначаются главным образом для детей на первой стадии обучения. Эти инструменты, как правило, имеют меньшее количество кнопок клавиатуры, а также уменьшенные габаритные размеры вследствие сокращения количества голосовых планок и клавиш. Наиболее распространенными из них являются баяны 37x60 и 43x80. Количество кнопок сокращают, как правило, не уменьшая количества рядов, так как отсутствие хотя бы одного из пяти рядов серьезно затрудняет исполнение самых простых музыкальных пьес В большинстве случаев пуговицы мелодии в этих баянах расположены в три ряда.
Аккордеоны, так же как и баяны, относятся к инструментам, звукоряд которых основан на хроматической гамме. Аккордеоны служат для сольного и ансамблевого исполнения музыкальных произведений и для сопровождения вокальных и хореографических выступлений.
Максимальное число одновременно звучащих язычков при открытых регистровых переключателях у аккордеонов доходит до пяти. При этом встречаются и такие аккордеоны, в которых из пяти язычков, одновременно звучащих при нажатии на одну клавишу, нет ни одной пары настроенных в унисон, а самая низкая нота в мелодии - Фа1. Но такие сложные инструменты встречаются очень редко и предназначаются главным образом для солистов-профессионалов. Большое число регистровых переключений имеют многоголосные инструменты, так как из большего числа язычков можно подобрать и большее количество различных сочетаний. Число регистровых переключений в мелодии пятиголосных аккордеонов достигает тридцати; четырехголосных - пятнадцати. Большинство трехголосных аккордеонов в правой части звукоряда имеют пять-семь регистровых переключений. В басах больше пяти регистровых переключателей делать нет надобности, так как трех - пяти разнообразных сочетаний вполне достаточно даже для требовательного музыканта.
Следует отметить особую группу концертных тембровых баянов и аккордеонов, отличающихся тем, что в правой части корпуса их вмонтирована "акустическая" камера и язычки, находящиеся внутри этой камеры, звучат несколько приглушенно и по тембру своему напоминают звучание, например, фагота или кларнета. Сочетание звуков этих язычков со звуками язычков, расположенных вне акустической камеры, дает при разных комбинациях богатое разнообразное звучание, повышающее тембровые возможности инструмента. Многие аккордеоны и баяны имеют акустические камеры в левой части корпуса или отдельные дополнительные камеры в самих входных камерах для язычков низких токов. Применение дополнительных камер облегчает возбуждение длинных язычков при малом давлении воздуха и улучшает тембр звука Основные типы аккордеонов приведены ниже.
Диапазон мелодии 41x120 - IV - 16/6фа - ля3 41x120 - IV - 13/5фа - ля3 41x120 - III - 7/2фа - ля3 41x120 - III - 5/2фа - ля3 37x96 - - III 5/2соль - соль3 34x80 - III - 5/2соль - ми3 34x80 - III - 5соль - ми3 26x40 - III - 5си - до3 26x40 - III - 2си - до3 26x32 - IIси - до3
Наибольшее распространение в началие 70-х годов имели аккордеоны 34x80-111-5/2; 41x120-Ш-5/2; 41x120- IV-16/6
Детские гармони по конструкции проще обычных гармоней вследствие малых размеров корпуса и укороченного диапазона. Конструкция детской гармони предусматривает исполнение на ней простейших музыкальных произведений, доступных детям младшего возраста. По существу-это игрушки, и обучать па них детей, одаренных в музыкальном отношении, преподаватели музыкальных школ не рекомендуют. Количество и мелодии этих гармоней обычно не превышает семи - двенадцати.
Аккомпанемент состоит из двух-трех кнопок басов и готовых аккордов. Основные детали и узлы детских гармоней принципиального отличия от применяемых в обычных гармонях не имеют. Для упрощения конструкции детской гармони входные камеры делают несъемными, т. е. приклеивают к декам, после чего на них монтируют голосовые планки.
Детские гармони, как правило, одноголосные. Наибольшее распространение имеют гармони 7x3 (рис. 5).
Губные гармоники главным образом используются в качестве детских игрушек. В простейшем виде они представляют собой гребенку, на которой укреплены голосовые планки с десятью - двадцатью парами язычков (рис. 6).
Корпус губной гармоники изготовляют в виде пластинки с ка-налами, к которой крепят голосовые планки; воздух, вдуваемым в каналы, приводит в колебание язычки. Более сложные губные гармоники имеют несколько голосовых планок, что позволяет увеличить диапазон их звучания. Кроме увеличения количества язычков, звучащих при вдувании, диапазон губной гармоники может быть увеличен за счет дополнительных язычков, звучащих при всасывании воздуха. Настройку язычков губных гармоник, вибрирующих от прохождения воздушной струи в противоположных направлениях, производят на различные частоты. Этот способ настройки несколько усложняет освоение игры на инструменте, но увеличивает его диапазон звучания.
Встречаются губные гармоники с широким диапазоном звучания, позволяющие исполнять достаточно сложные музыкальные произведения. Известны даже оркестры и ансамбли, состоящие из одних губных гармоник, исполняющие специальные оркестровые пьесы. В таком ансамбле участвуют оркестровые разновидности губных гармоник (пикколо, прима, альт, бас и т. д.).
Сверху и снизу корпус прикрыт орнаментными крышками, закрывающими голосовые планки и придающими инструменту определенный внешний вид.
Наибольшее распространение в нашей стране в 70-е гг. имели губные гармоники с двадцатью и, реже, с сорока звуками. В первых - диапазон от до1 до фа-диез2; во вторых - от фа до соль-диез2.
* Эти инструменты иногда ошибочно относят к группе духовых музыкальных инструментов, в которых источником звука является столб заключенного в канал инструмента воздуха.
Источник: Н. Г. Розенфельд, М. Д. Иванов, Издание 2, Издательство "Легкая индустрия", Москва, 1974 г.